возникновения чрезвычайных ситуаций на территории
Республики Татарстан на 28 апреля 2018 года
Аналитическая и прогнозная информация составлена на основе поступивших сведений от ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан», Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
1. Метеорологический прогноз:
Опасные метеорологические явления не прогнозируются
НЯ |
Неблагоприятные метеорологические явления: В связи с выходом активного юго-западного циклона на территории Республики Татарстан днем 28 апреля и ночью 29 апреля 2018 года местами ожидаются сильные дожди, грозы и сильный южный с переходом на северо-западный ветер порывами 15-20, локально до 23 м/с. Днем 29 апреля в тыловой части циклона сохранится неустойчивая погода с сильным западным ветром местами порывами до 15-20 м/с и временами с дождем. |
на 28 апреля 2018 года
с 18 часов 27 апреля до 18 часов 28 апреля 2018 г.
По Казани:
Облачно, ночью с прояснениями.
Ночью местами небольшой дождь; утром и днем дождь, местами сильный.
Ветер ночью юго-западный 5-10 м/с, местами порывами до 14 м/с, днем северо-западный 7-12, порывами до 15-20 м/с.
Минимальная температура воздуха ночью +4..+6º, максимальная температура воздуха днем +8..+10º.
По Предволжью и Западному Предкамью:
Облачно, ночью с прояснениями.
Ночью местами небольшой дождь, туман, утром и днем дождь, местами сильный, в отдельных районах с грозой.
Ветер ночью юго-западный 5-10 м/с, местами порывами до 14 м/с, днем северо-западный 7-12, местами порывами до 15-20 м/с, локально до 23 м/с.
Минимальная температура воздуха ночью +3..+6º, максимальная температура воздуха днем +8..+11º.
По Западному Закамью:
Облачно, ночью с прояснениями.
Ночью местами небольшой дождь, туман, утром и днем дождь, местами сильный, в отдельных районах с грозой.
Ветер ночью юго-западный 5-10 м/с, местами порывами до 14 м/с;
днем северо-западный 7-12, местами порывами до 15-20 м/с, локально до 23 м/с.
Минимальная температура воздуха ночью +4..+8º, максимальная температура воздуха днем +9..+13º, на юге территории до +16º.
По Восточному Предкамью и Закамью:
Облачно, ночью с прояснениями.
Ночью местами небольшой дождь, туман, утром и днем дождь, местами сильный, в отдельных районах с грозой.
Ветер ночью юго-западный 5-10 м/с, местами порывами до 14 м/с, днем северо-западный 7-12, местами порывами до 15-20 м/с, локально до 23 м/с.
Минимальная температура воздуха ночью +3..+6º, максимальная температура воздуха днем +9..+13º, на юге и востоке территории +14..+19º.
2. Гидрологическая и паводковая обстановка
На Куйбышевском водохранилище уровень воды у населенного пункта Верхний Услон 52,06 м (-9 см), отметка опасного критического уровня 54,24 м.
На Нижнекамском водохранилище у города Набережные Челны уровень воды 63,24 м (+4 см), отметка опасного критического уровня 65,9 м.
На нижнем бьефе Нижнекамской ГЭС уровень воды 54,42 м (-15 см), отметка опасного критического уровня 60 м. Приток – 4386 м3/с, сброс – 6216 м3/с.
На Куйбышевском водохранилище уровень воды у г. Тольятти (Жигулевская ГЭС) 51,19 м (-2 см), отметка опасного критического уровня 53,3 м. Приток - 22950 м3/с, сброс - 27010 м3/с.
На нижнем бьефе Чебоксарской ГЭС уровень воды 55,10 м (-38 см), отметка опасного критического уровня 56,91 м. Приток - 12950 м3/с, сброс – 10080 м3/с.
В прошедшие сутки на Куйбышевском водохранилище наблюдалось понижение высоты уровней воды, которое составило от 2 см до 16 см.
На большей части Нижнекамского водохранилища уровни воды за сутки понизились на 3 – 6 см, и лишь в приплотинной части водохранилища уровень воды повысился на 4 см.
На Нижнекамском водохранилище продолжается дрейф льда различной интенсивности.
Весенний подъём уровня воды с суточной интенсивностью до 3 см продолжается на р. Вятка.
По состоянию на 27.04.2018 на территории Республики Татарстан в 1 муниципальном образовании подтоплены 2 приусадебных участка в 1 населенном пункте. Подтоплено 2 низководных моста и 1 участок грунтовой автомобильной дороги.
3. Лесопожарная обстановка
По данным системы космического мониторинга 26.04.2018 года на территории Республики Татарстан термические точки не зарегистрированы.
По состоянию на 27.04.2018 на территории республики зарегистрирован I класс пожарной опасности в лесах.
4. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
4.1. Природно-техногенные источники происшествий (ЧС)
В связи с порывистым ветром до 23 м/с, грозой, а так же изношенностью электросетей увеличиваются риски возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с авариями на объектах электроснабжения, обрушением строительных конструкций, крыш и перекрытий, слабо укрепленных конструкций и ветхих деревьев.
В связи с туманом, порывистым ветром до 23 м/с, сильным дождем, несоблюдением правил дорожного движения на автодорогах федерального, регионального и местного значения республики увеличивается вероятность возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
В связи с порывистым ветром до 23 м/с, туманом, сильным дождем увеличивается вероятность нарушений в работе гражданской, государственной и экспериментальной авиации, в том числе на аэродромах базирования и вертолетных площадках.
4.2. Природные источники происшествий (ЧС)
В связи с активным снеготаянием, сильным дождем, замусориванием дренажных систем и водопропускных труб, сохраняется вероятность возникновения происшествий, связанных с подтоплением талыми и грунтовыми водами пониженных участков улично-дорожной сети, а также придворовых территорий частных домов.
В связи с размытием грунта возможно разрушение и размытие автомобильных дорог и водопропускных труб.
Затопления территорий населенных пунктов вследствие подъема уровня воды на реках не прогнозируется.
Сохранятся затопленными 2 низководных моста в Азнакаевском и Нурлатском муниципальных районах.
Прогнозируется освобождение от воды 2 приусадебных участка, 1 участок автодороги в Арском муниципальном районе.
На 28.04.2018 года по данным информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства, на территории Республики Татарстан прогнозируется 1 класс пожарной опасности лесов.
Не исключаются риски возникновения термических аномалий, горения сухой травы и мусора (источник - нарушение требований безопасности при использовании открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, поджоги).
4.3. Техногенные источники происшествий (ЧС)
Сохраняется вероятность возникновения происшествий на объектах ТЭК и ЖКХ (водопроводных и канализационных сетей, систем тепло-, электро- и газоснабжения).
В связи с несоблюдением правил пожарной безопасности, неисправностью печного и электрооборудования, неосторожным обращением с огнем, сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров.
Вследствие нарушения правил эксплуатации газового оборудования в жилом секторе существует вероятность взрывов бытового газа.
Существует вероятность возникновения аварийных ситуаций на потенциально опасных и производственных объектах в результате нарушения технологического режима и несоблюдения техники безопасности.
4.4. Биолого-экологические и социальные источники происшествий (ЧС)
Вследствие активных процессов разрушения ледяного покрова, образования промоин и подвижек льда сохраняется риск возникновения происшествий и ЧС на водных объектах, связанных с выходом людей на лед, отрывом прибрежного льда с рыбаками.
По состоянию на 27 апреля 2018 года на территории республики места массового выхода на лед не функционируют.
В период отопительного сезона возрастает вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при неправильной топке печи, неплотно закрытой дверце или закрытой заслонке трубы, либо если печь неисправна, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при прогреве автомобилей.
5. Рекомендуемые превентивные мероприятия:
5.1. При реагировании на прогноз неблагоприятных метеорологических явлений.
Органам управления исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям организаций:
- принять дополнительные меры к обеспечению бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и объектов социальной сферы, коммунальных служб, систем тепло- и энергообеспечения;
- организовать решение вопросов по первоочередному жизнеобеспечению населения, оказанию всесторонней поддержки и адресной помощи маломобильным и социально незащищенным слоям населения;
- организовать своевременное оповещение и информирование населения о прогнозируемых метеорологических явлениях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и порядке их действий;
- обеспечить бесперебойную подачу тепловой и электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой;
- проверить готовность подразделений для проведения в короткие сроки аварийно-восстановительных работ на объектах ЖКХ и прикрытия социально значимых объектов;
- рекомендуется введение для подчиненных сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС режима функционирования «Повышенная готовность»;
- осуществить меры по поддержанию в готовности к использованию резервов материально-технических средств, а также резервных источников электропитания на объектах социальной сферы;
- организовать своевременное оповещение и информирование населения о прогнозируемых метеорологических явлениях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и порядке их действий.
ФГБУ «УГМС Республики Татарстан»:
- своевременно доводить информацию о прогнозируемых погодных условиях до органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также до населения республики через СМИ.
Управлению ГИБДД МВД по Республике Татарстан:
- обеспечить мониторинг движения пассажирского автотранспорта по дорогам республики и контроль их возвращения к местам назначения;
- особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом;
- оказывать содействие в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой помощи, а также транспортных средств иных аварийно - спасательных служб;
- предусмотреть дополнительные экипажи ДПС для оперативного реагирования на дорожно-транспортные происшествия, обусловленные метеорологическими явлениями и как следствие ухудшающие пропускную способность автодорог на территории республики.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, дорожным службам республики:
- обеспечить постоянный мониторинг состояния федеральных и республиканских автодорог;
- обеспечить бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам и железнодорожным путям;
- предусмотреть резерв сил и средств для оперативного реагирования при ухудшении дорожной обстановки, вызванной неблагоприятными метеорологическими явлениями;
Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан:- ограничить или запретить выезд автобусов для перевозки юных спортсменов, участвующих в межрайонных или республиканских спортивных мероприятиях.
Министерству здравоохранения Республики Татарстан:
- предусмотреть ввод дополнительных бригад скорой медицинской помощи и обеспечить готовность медицинских учреждений, санитарной авиации к увеличению количества обращений за медицинской помощью населения пострадавшего в ДТП, происшествий, аварий и ЧС.
Министерству образования и науки Республики Татарстан:
- запретить эксплуатацию школьных автобусов, имеющие неисправные приемники системы «Глонас»;
- обеспечить мониторинг движения школьных автобусов по дорогам республики и контроль их возвращения к местам назначения.
Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, организациям и службам ЖКХ:
- своевременно ставить в известность энергетические службы муниципалитетов о необходимости проведения соответствующих профилактических и практических мероприятий;
- произвести контроль готовности резервных источников питания и средств их доставки к месту возможного применения;
- предусмотреть привлечение дополнительного личного состава и техники для оперативного реагирования при ухудшении обстановки;
- проверить запасы материально-технических средств для ликвидации последствий ЧС на объектах ТЭК и ЖКХ в необходимом объеме.
ОАО «Сетевая Компания» Республики Татарстан:
- при возникновении аварийных отключений объектов обеспечить взаимодействие между ведомственной дежурной диспетчерской службой ОАО и Федеральным казенным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан» с целью информационного обмена и принятия решения по нормализации ситуации;
- обеспечить немедленное реагирование аварийно-восстановительных бригад при возникновении аварийных отключений в населенных пунктах и объектов
Главам муниципальных образований, органам местного самоуправления Республики Татарстан:
- обратить особое внимание на доведение прогнозной информации до: органов исполнительной власти и организаций муниципального образования, руководителям исполнительных комитетов сельских поселений, туристических, экскурсионных групп (при наличии);
- осуществлять контроль по выездам групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом;
- в связи с прогнозируемыми метеорологическими условиями проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы;
- принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью;
- организовать анализ оперативной обстановки в границах муниципального образования, с учетом складывающейся обстановки осуществлять передислокацию сил и средств, для защиты населенных пунктов, социально значимых объектов и объектов экономики.
ЕДДС, диспетчерским службам объектов экономики и функциональных подсистем:
- при получении информации о неблагоприятных метеорологических явлениях своевременно доводить до органов местного самоуправления неблагоприятный прогноз, а также перечень превентивных мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
- организовать контроль за выполнением комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;
- проверить работоспособность речевых сиренных установок.
Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»:
- организовать информирование населения Республики Татарстан о складывающейся метеорологической обстановке в республике, действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с неблагоприятными метеоявлениями.
5.2. По обеспечению безопасности населения в период весеннего половодья.
Министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан обеспечить готовность органов управления, подведомственных сил и средств к ликвидации ЧС, связанных с весенним паводком.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан:
- обеспечить контроль за ходом подготовки водопропускных труб, ливнестоков, сооружений ливневой канализации на автодорогах для пропуска максимальных объемов талых вод, безопасной эксплуатацией мостовых сооружений (в т.ч. низководных, деревянных и пешеходных мостов) в паводковый период.
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан:
- обеспечить контроль за деятельностью каскадов водохранилищ, усилить контроль работы межведомственной рабочей группы, обеспечить контроль за экзогенными геологическими процессами;
- проведение организационных и инженерно-технических мероприятий по недопущению загрязнения водоохранных зон водных объектов и ухудшения качества паводковых вод, особенно в районах накопления жидких отходов, очистных сооружений и в местах хранения ядохимикатов, въезда автотранспорта на ледовые покрытия рек и водоемов, ведомственных причалов, погрузки и разгрузки речного транспорта.
ПАО «Татнефть», АО «Транснефть-Прикамье», АО «Средне-Волжский транснефтепродукт» и ООО «Газпром трансгаз Казань»:
- организовать усиление состава дежурных аварийных бригад, оснащение их техникой, оборудованием и имуществом для использования в условиях паводка;
- обеспечить постоянный мониторинг технического состояния трубопроводного транспорта, инженерных сооружений подводных и надводных переходов.
Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан:
- организовать обеспечение оперативного предоставления материально-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства, вызванных весенним половодьем, из аварийно-технического запаса Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Министерству здравоохранения Республики Татарстан:
- организовать проведение подготовительных работ для организации оказания медицинской помощи людям, пострадавшим в период половодья. Осуществлять периодическое освежение резерва медицинских ресурсов.
Главам муниципальных образований, органам местного самоуправления Республики Татарстан:
- уточнить планы частичной эвакуации (отселения) населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон возможного затопления паводковыми водами;
- принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью;
- провести проверку работоспособности систем оповещения населения;
- подготовить возле населенных пунктов, подверженных подтоплению, временных вертолетных площадок (при наличии возможности) для оказания помощи населению посредством применения авиационной техники;
- совместно с дорожной службой провести обследование и укрепление мостов, подготовка материалов и средств для их восстановления. Установление особого контроля за потенциально опасными низководными искусственными сооружениями. Определение мест возведения временных переправ и переходов;
- организовать проведение работ по отводу талых вод от жилых зданий и объектов систем жизнеобеспечения населения, попадающих в зоны возможного затопления;
- организовать подготовку плавсредства, инженерной, дорожно-строительной и другой необходимой техники на случай проведения экстренных аварийно-восстановительных работ, обеспечение ее необходимым количеством топлива и смазочными материалами;
- организовать проведение подготовительных работ для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в период половодья;
- организовать обеспечение условий для подвоза питьевой воды на случай затопления, подтопления источников питьевого водоснабжения населенных пунктов;
- взять на особый контроль мосты, требующие ремонта и расположенные в г. Казани (н.п. Салмачи, р.Нокса), Мензелинском (н.п. Муртыш-Тамак и н.п. Иске-Мунча, р. Мензеля) Нурлатском (н.п. Урняк, р. Б. Черемшан), Буинском (н.п. Черки-Кильдуразы, Черки-Бибкеево, р. Свияга) районах, а также принять всевозможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки;
- организовать анализ оперативной обстановки в границах муниципального образования, с учетом складывающейся обстановки осуществлять передислокацию сил и средств, для защиты населенных пунктов, социально значимых объектов и объектов экономики;
- принять необходимые меры по обустройству защитных дамб в местах возможного выхода рек из берегов в целях недопущения подтопления объектов экономики и жилого сектора.
ЕДДС, диспетчерским службам объектов экономики и функциональных подсистем:
- организовать контроль за выполнением комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;
- осуществлять взаимный обмен информацией о ходе и развитии паводка с регионами, сопредельными с Республикой Татарстан;
- осуществлять сбор и обработка информации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, а также обмен этой информацией с заинтересованными министерствами и ведомствами;
- проверить работоспособность речевых сиренных установок.
Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»:
- информирование населения республики о складывающейся паводковой обстановке, правилах поведения и действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком.
5.3. По обеспечению безопасности населения в пожароопасный период.
Министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан обеспечить готовность органов управления, подведомственных сил и средств к ликвидации ЧС, связанных с природными (лесными и ландшафтными) пожарами.
Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан:
- обеспечить контроль за мероприятиями и организацию работ по охране лесов от пожаров на территории республики;
- обеспечить готовность сил и средств (при необходимости провести их наращивание) для реагирования при угрозе и возникновения природных пожаров, а также действий согласно показателю пожарной опасности.
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан совместно с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тататстан:
- при угрозе и возникновении природных пожаров обеспечить осуществление локального экологического контроля.
Министерству здравоохранения Республики Татарстан:
- организовать проведение подготовительных работ для организации оказания медицинской помощи людям, пострадавшим от природных пожаров. Осуществлять периодическое освежение резерва медицинских ресурсов.
Главам муниципальных образований, органам местного самоуправления Республики Татарстан:
- организовать постоянный контроль готовности сил и средств РСЧС Республики Татарстан к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами;
- уточнить планы эвакуации (отселения) населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон подверженных воздействию от природных пожаров;
- принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью;
- провести проверку работоспособности систем оповещения населения;
- подготовить возле населенных пунктов, подверженных воздействию от природных пожаров, временных вертолетных площадок (при наличии возможности) для оказания помощи населению посредством применения авиационной техники;
- обеспечить в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организовать работы по опашке населенного пункта, созданию противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта;
- организовать работы по очистке территории населенного пункта от горючих отходов, мусора, сухой травы;
- организовать работы по комплектованию добровольных пожарных формирований первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для тушения пожаров;
- организовать работы по оснащению сельского населенного пункта первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организовать работу групп по контролю за пожароопасной обстановкой, которые работают в целях организации проведения превентивных мероприятий и недопущения возникновения природных пожаров в пределах зоны ответственности;
- организовать анализ оперативной обстановки в границах муниципального образования, с учетом складывающейся обстановки осуществлять передислокацию сил и средств (при необходимости провести их наращивание), для защиты населенных пунктов, социально значимых объектов и объектов экономики.
ЕДДС, диспетчерским службам объектов экономики и функциональных подсистем:
- организовать контроль за выполнением комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;
- осуществлять своевременное реагирование на возникающие термические аномалии (согласно утвержденному алгоритму), выявленные в ходе космического и дистанционного мониторинга, в том числе доведение информации до пожарных гарнизонов (частей), председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований, глав администраций, а также заинтересованных подразделений ФОИВ, находящихся на территории муниципального образования;
- осуществлять взаимный обмен информацией о лесопожарной обстановке с регионами, сопредельными с Республикой Татарстан;
- проверить работоспособность речевых сиренных установок.
Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» совместно с Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан:
- информирование населения республики о складывающейся лесопожарной обстановке, по вопросам профилактики пожаров в населенных пунктах и лесах, а также пожаров, связанных с неосторожным обращением с огнем и действиях при угрозе и возникновения природных пожаров.