Продажа товаров по образцам

Одной из форм торгового обслуживания, получившей широкое  распространение, является продажа товаров по образцам, которые предоставляются продавцом покупателю для ознакомления и выбора. Такая форма обслуживания применяется в основном  при реализации через розничную торговую сеть крупногабаритных, громоздких товаров, требующих значительных трудозатрат, времени и торговых помещений для их реализации. Поэтому наиболее рациональным способом розничной торговли подобными товарами является продажа по одному или нескольким образцам, полностью собранным, подключенным, отрегулированным, то есть готовым к эксплуатации потребителем. К таким товарам относятся большие комплекты мебели, товары бытового и хозяйственного назначения – холодильники, стиральные машины, предметы ремонтно-строительного назначения.  Однако не только эти товары продаются по образцам. Стремительно развивается сеть дополнительных услуг населению, и сегодня по представленным образцам можно приобрести довольно широкий круг товаров.

Основным нормативным актом, регламентирующим правила и порядок розничной торговли товара по образцам, являются «Правила продажи товаров по образцам», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997г. № 918.

Действующее законодательство предусматривает  определённые правила торговли подобным образом. Договор розничной купли – продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товара и т.п.), предложенным продавцом.

Такой договор считается выполненным с того момента, когда товар доставлен на место, указанное в договоре. До момента передачи товара за покупателем сохраняется право отказаться от исполнения договора. Однако покупатель обязан возместить  продавцу необходимые расходы, которые тот понёс в связи с исполнением  своих обязательств по выполнению данного договора.

Об этих правилах, видимо, не знала индивидуальный предприниматель С., с которой потребитель Ю. заключила договор на доставку декоративной плитки для отделки ванной комнаты. Потребитель в магазине по образцу выбрала понравившуюся плитку и заключила договор на её доставку. Однако мастер, который должен был выполнить работу по укладке этой плитки, её забраковал и предложил закупить другую. На следующий день потребитель обратилась к продавцу с требованием внести изменения в договор и доставить другую плитку. Однако продавец решила выполнить договор любой ценой и в установленный договором срок привезла ранее заказанную плитку, но покупатель наотрез отказалась её принимать. Возникла спорная ситуация, в которой никто не хотел уступать. Покупатель был вынужден обратиться за помощью в Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Для решения вопроса в инспекцию был приглашён и предприниматель. В результате досудебного рассмотрения спорной ситуации с участием покупателя и продавца, руководствуясь положениями Правил продажи по образцам,  пришли к мирному соглашению, и продавец вернула уплаченные за товар деньги.

 А ведь всё можно было решить проще и не тратить время и нервы, если бы продавец выставила счёт за фактически понесённые расходы на момент обращения потребителя с требованием изменить договор. В результате и продавец оказался бы не в проигрыше и потребитель получил бы то, на что рассчитывал.

В силу п. 4 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать товар, который соответствует образцу (или) описанию. Товар, работа или услуга признаются некачественными в случае несоответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путём их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.

Целью и задачей данных Правил является улучшение обслуживания населения  с помощью применения прогрессивных форм торгового обслуживания, оказания услуг по доставке, сборке, установке, подключению и  регулировке крупногабаритных и технически сложных товаров, а также защита интересов и прав потребителей.

 

Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан

Последнее обновление: 24 декабря 2018 г., 13:56

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International